?

Log in

No account? Create an account
official

Заводы стоят, одни мордоляпы в стране!


Previous Entry Share Next Entry
winter kaktus

Как снять офигенное макро на простейший объектив



(По клику, как всегда, Яндекс.Фотки, где есть конь-сайз для любознательных)

Итак, как это делается. Пока жертва искусства ожидает своей печальной участи, надеюсь, вы уже опробовали штатив на домашней кошке, закупились остальным оборудованием и даже в кои-то веки провели трезвый вечер. Если вы ничего этого не сделали, то сначала прочтите еще раз мои статьи про стекинг и оборудование для макросъемки. Для блондинок также рекомендую пост про трубу. Она понадобится. А что делать тем, кто готов, и всю теорию уже наизусть выучил?

Первым делом надо реверсивно подключить китовый объектив, с предварительно выставленной диафрагмой. Сначала отключите автофокус и оптический стабилизатор, если он у вас есть. Открутите с него все светофильтры, если продавцы таки впарили вам эти бесполезные UV-стекляшки. Если у вас там стоит действительно полезный полярик, то его тоже придется снять. Теперь пришла пора на место фильтров прикрутить реверсивное кольцо на 58 миллиметров. Подсоедините объектив к камере обычным образом, а не через свежеустановленый переходник. Установите фокусное расстояние линзы в 18 миллиметров, провернув соответствующее кольцо.

Затем установите мануальный (M) или режим приоритета диафрагмы (Av), покрутив колесико зеркалки. Установите диафрагму в F8.0. Как вы уже знаете из моего предыдущего поста, такое значение для кита является оптимальным при съемке стека. Если открыть диафрагму шире, то качество снимка не вырастет, а глубина резкости уменьшится. Если же закрывать ее еще больше, то проявится дифракционный эффект.

После этого нажмите на кнопку предпросмотра глубины резкости, и не отпуская ее, открутите объектив от фотоаппарата. Напоминаю, что для Canon 1100D функцию предварительного просмотра глубины резкости нужно предварительно вынести на кнопку SET в настройках меню. Теперь у вашего отключенного объектива диафрагма принудительно установлена в F8.0. Если вы снова прикрутите линзу к фотоаппарату обычным образом, диафрагма полностью раскроется, поэтому при отсоединении объектива не забудьте повторить предыдущий пункт снова.

Вуаля, настроенный объектив можно подключить к зеркалке задом наперед через реверсивное кольцо. Макромонстр готов. Посмотрите в видоискатель фотоаппарата. Ничего не видно, одна темная муть? Значит, вы все сделали правильно.

Кстати, жертву искусства уже можно ставить в морозилку, если она у вас еще не там.

Для тех, кто отчаялся уже читать, и хочет разнообразия, предлагаю посмотреть процесс настройки объектива на видео:



Теперь приступим к настройке «сетапа». К сожалению, нет пока русского слова для описания сцены с правильно установленным реквизитом, светом и камерой. Возьмите тумбочку или маленький столик, поставьте рядом с ним штатив и отрегулируйте его по высоте так, чтобы установленный на нем фотоаппарат был чуть выше стола.



Притащите старую дедушкину настольную лампу и водрузите ее на стол. Не забудьте в розетку включить. Подключите через реверсивное кольцо объектив к фотоаппарату, если еще не сделали этого, и установите последний на штатив. Подсоедините тросик к камере. Поставьте фокусное расстояние объектива от 24-х до 35-ти миллиметров. Крутаните колесико на режим мануальных настроек (M), установите ISO в 100 (или какой там у вас минимум), баланс белого поставьте на комнатное освещение, это важно. Включите Live View. Темнота? Ну а что вы хотели, это вам не на автомате снимать. Поставьте выдержку в районе двух секунд, тогда черная муть должна смениться коричневой (или около того). Если этого не произошло, экспонометр подскажет, как отрегулировать выдержку правильно. А если эти оба слова для вас ругательные, просто покрутите второе колесо фотоаппарата влево-вправо. Как только чернота пропадет, пора остановиться. Вы все настроили как надо.

Теперь можно достать жертву из холодильника, и закрепить ее на иголке. С жуками и тараканами проще, им можно засунуть иглу под твердые надкрылья, с насекомыми помягче — сложнее. Тут все зависит от вашей брезгливости и тяги к искусству. Можно пробовать канцелярский клей, забить на иголку и цеплять животное за крылья или лапки обмотанным резинкой пинцетом, а можно не побояться, и отважно проткнуть насекомое иглой. Держалку фотомодели нужно закрепить в конструкции, допускающую шесть степей свободы. Для этого отлично подойдет отобранный у ребенка кусок пластилина. Кстати, отраженный от него свет, будет вносить довольно заметную лепту в финальную картину, так что если не хотите цветовых спецэффектов, отбирайте серый. Если высота держалки модели сама по себе маловата, кусок пластилина можно водрузить на подставку. Вот как это выглядело у меня:



Теперь надо навести резкость на модель. Куда руки потянулись? Нет, кольца объектива трогать не надо, это все равно не поможет. Двигайте штатив так, чтобы от кончика линзы до насекомого осталось сантиметров пять. И, о чудо, в режиме Live View должен появиться его немного смутный силуэт. Ура! Можно немного поиграться. Наделайте своих первых мутных мегамакро фоток, станцуйте и спляшите. Ну правда же, крутотень-то какая! Не стесняйтесь, все так делают. Наигравшись, можно начать придумывать композицию. Покрутите держалку модели в объективе, расправьте насекомому второй иголкой лапки, а заодно, удалите с него крупные соринки и подкорректируйте выдержку на камере, чтобы не было пересветов. Кстати, изменить увеличение можно проворачивая кольцо фокусного расстояния объектива только в диапазоне от 24-х до 35-ти миллиметров, иначе без рельс снять не получится. Вот такие варианты получились у меня:



Чтобы вы не делали на данном этапе, освещение будет оставлять желать лучшего. Свет от лампы довольно жесткий, контрастность будет зашкаливать. От этого нас избавит цилиндрический рефлектор, или бумажная «труба для блондинок». Положите ее на стол, под лампу, подоприте Федором Михайловичем Достоевским, и поместите внутрь ее многострадальное насекомое. Заново наведитесь на модель. Теперь, я думаю, вы догадались, почему я рекомендовал настроить композицию заранее. В трубе, загороженной фотоаппаратом, это будет сделать намного сложнее. В общем, должна получиться примерно следующая конструкция:



Модельку на фото не видно, но она есть, там внутри, прямо под центром лампы. Свет в этом случае получится гораздо мягче, хотя может потребоваться некоторая коррекция времени выдержки. Сравните с моим третьим вариантом без трубы:



Со светом все должно быть прекрасно, но фон скорее всего будет ужасен. Чтобы исправить это досадное недоразумение, положите за трубой какую-нибудь темную одежду или тряпку. Черные джинсы, в отличии от белых (Промыч, прости) подойдут, хотя я использовал горнолыжные штаны. Перед фоновой одеждой поместите что-нибудь не бликующее и цветастое, например банную мочалку. У меня их аж четыре штуки разных.

Сетап должен получиться примерно такой:



Повозившись с расположением мочалки можно будет снять что-нибудь типа этого:



«Погоди-погоди, а что это за хрень такая белая, перед фотоаппаратом на предыдущей фотке из тубы торчит?» — мысленно спросит меня внимательный читатель. А это дополнительный отражатель. Мне показалось, что нижняя часть насекомого вышла мальца темновато. И я ее подсветил немного, отраженным от бумажки светом. Так мне показалось лучше:



В общем, все готово для съемки стека. Чтобы сделать последний рывок, включите на фотоаппарате предподъем зеркала. Владельцы совсем уж бюджетных зеркалок могут горестно вздохнуть и пропустить этот пункт. Затем включите Live View и прокрутите объектив до упора вправо, но не совсем до упора, а только за счет хода кольца фокусировки. Фокусное расстояние объектива измениться не должно. Придвиньте штатив к модели так, чтобы самая близкая к вам часть была чуть-чуть в расфокусе. Это нужно потому, что если вы ошибетесь в начальной фокусировке, то после съемки стека это исправить не удастся. Поэтому лучше сначала немного недокрутить, чем перекрутить. Потом проворачивайте объектив влево до тех пор, пока самая дальняя часть насекомого не попадет в фокус. Запомните это положение, и поверните объектив обратно до упора вправо. Проверьте еще раз экспозицию. Главное чтобы не было пересветов. С ними потом тоже, увы, ничего не поделаешь.

Дальше начинается титанический труд, который воспитает в вас терпение монаха. Выключаем Live View, кладем пультик на пол. Жмем на кнопку пульта. Зеркало фотоаппарата поднимется. Ждем где-то секунд пять, пока угаснет вибрация и жмем на кнопку еще раз. У кого зеркало просто так не поднять, обходятся единичным нажатием а кнопку, и молитвами, чтобы все вышло резко. Поздравляю, первый кадр сделан. Теперь проворачиваем объектив влево на четверть-треть риски кольца фокусного расстояния. Лучше недокрутить, чем перекрутить. Больше кадров — не меньше, если пропустите часть объекта по глубине резкости, весь стек придется переснимать заново. Получилось? Хорошо, нажимаем на кнопку, ждем пять секунд, чтобы угасла вибрация, и снова делаем кадр. Опять проворачиваем объектив на четверть риски, делаем еще один снимок, и так далее, и так далее. До тех пор, пока таким образом не провернете линзу до финального положения, которое вы должны были запомнить. Вот как этот процесс выглядит через Live View:



А вот так он выглядит со стороны:



В итоге, листая полученные снимки на экранчике фотоаппарата, у вас должно получиться примерно следующее:



Не пугайтесь, что размер модели уменьшается с каждым кадром. Программы по сборке стека знают про эту особенность, и прекрасно ее корректируют. Но об этом, как-нибудь в следующий раз.

А пока, посмотрите весь процесс съемки заглавной фотографии поста, убыстренный в двадцать пять раз. Как говорили во времена моей юности, в 3D (на самом деле нет) и в тру колор. Что поделаешь, пришлось отъесть пару крошек хлеба у Тимон Тимоныча. Смотреть в HD и на весь экран!



PS. Количество времени, потраченное на создание этого поста, на несколько порядков превышает продолжительность самой съемки долгоносика. Теперь я понимаю, почему хорошие фотографы никогда не пишут статей, а только проводят мастер-классы за большие деньги. Очень хорошо понимаю.


Понравилась статья? Добавляйте в друзья, чтобы не пропустить продолжение.

Еще больше крутых фоток смотрите по тегу «макро».

morena_morana July 13th, 2013
А теперь первая?

vmenshov July 13th, 2013
Да!

alex_kr24 July 13th, 2013
о бля! Как фсё ахуенна:)

nord100 July 13th, 2013
Интересная методика, спасибо!

baikalsky July 13th, 2013
А если нет макры и нет кита? 17-40 пойдет?

vmenshov July 13th, 2013
Если найдешь реверсивное кольцо на 77 мм, то должен подойти, почему бы и нет.

artemdragunov July 13th, 2013
Вась. Такие столы называются Репростол

morena_morana July 13th, 2013
Этот стол возбуждает во мне женскую сущность. Хочется его немного тово...Заменить или протереть

ace1962 July 13th, 2013
Вот шас узнаю все секреты, и как наснимаю... как наснимаю

vmenshov July 13th, 2013
Я буду только рад :)

vmenshov July 13th, 2013
Интересно, кто-нибудь сможет прочитать этот пост до конца?

И главное, сможет ли он хоть что-нибудь понять?

edelveis8 July 13th, 2013
вроде понятно кроме двух вопросов, которые я задал :)
и ещё: почему сначала зеркало просто поднимается, а потом секунд через 5 делается снимок? это такой режим в фотокамере нужно выбрать или, как мне показалось, вы сначала нажимаете на кнопку на пульте, а потом через 5 секунд её отпускаете?

artemdragunov July 13th, 2013
Вась. А ты пробовал делать такое макро новыми системными камерами или бриджами? Ну не зеркалками?
Получится, нет?
И да. Спасибо за пост.
Шикарный.

vmenshov July 13th, 2013
Системные камеры, это типа Canon EOS M? Что такое бриджи, я вообще не знаю :)

Нужны две вещи:

1) Возможность менять объективы.
2) Наличие возможности зафиксировать диафрагму у отключенного объектива.

Если эти два пункта выполняются, то все получится.

viktormaclaud July 13th, 2013
Я должен быть первый!!!!Я тогда написал,что твой стол похож на стол пыток...А меня сантехник встретил

vmenshov July 13th, 2013
Я зыбыл про работы в ЖЖ. Размещать такой пост за минуту до - никакого смысла не было. Пришлось пересоздать заново.

artemdragunov July 13th, 2013
Вась. Рано или поздно ты созреешь до фильма, со своими питомцами. Красивого FULLHD или даже 4K фильма.
Клипа минут на 5, а может и больше. Или хотя бы слайд-шоу.
Когда такое случится, а оно случится:))) - можешь брать наш музон. Любой трек из 40 альбомов.. Даже если для коммерции..
Ссылку ты знаешь.
Считай это дружеским рэкетом:))))))

vmenshov July 13th, 2013
Ок, спасибо большое.

С Full HD будут проблемы, резкость не та совсем из-за дифракции. Максимум 720p, и то снимать придется на мыльницу, у них ГРИП больше. Стекинг, к сожалению, не применим для фильмов. Только для картинок.

olenenyok July 13th, 2013
А я второй раз коммент пишу... первый раз написала и в момент отправки ЖЖ отключился ))

vmenshov July 13th, 2013
Это даже к лучшему :) Я удалил тот пост, и создал новый :)

strangeleopard July 13th, 2013
однако...техника на грани фантастики

и много нафоткал жучков разных?

vmenshov July 13th, 2013
Да не особо много. По тегу "макро" можно все посмотреть.

mnxa_oxide July 13th, 2013
Это очень полезный пост. В мэмориз!

vmenshov July 13th, 2013
Спасибо :) Тонну времени на него убил.

livejournal July 13th, 2013
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

vmenshov July 13th, 2013
Привет, брат. Вот ты пришел, а пост на главной до сих пор так и не показали.

volija July 13th, 2013
Прочитала все, хотя в фотографии ни черта не соображаю.

acer_leaf July 13th, 2013
Вот, Люда!
Это же надо так уметь?
Аналогично, но, звали есть 5 раз - оторваться не могла от чтения)