official

Заводы стоят, одни мордоляпы в стране!


Previous Entry Share Next Entry
brand new kaktus

Съемка макро со стекингом

Пост про большое и бюджетное макро я решил разбить на две части. Первая будет посвещена, собственно съемке стека, а вторая — его сборке. Это в общем-то два независимых друг от друга процесса, поэтому нет смысла сваливать их в одну кучу. Снимать можно по-разному, и собирать можно по разному. Для тех, кто сейчас хлопает глазами и пытается прочесть предыдущие предложения еще раз, я описал немного теории под катом.

Так что же такое стекинг, и зачем он нужен?

Законы оптики устроены таким образом, что чем большее увеличение при съемке вы получаете, тем короче область резкости на фотографии. По-научному она называется ГРИП – глубина резкости изображаемого пространства. Все что не попадает в эту область, будет размыто, и возникает то самое «шикарное бокэ», которое приводит в неописуемый восторг вчерашних владельцев мыльниц, только что пересевших на зеркалку. Чем больше размер матрицы фотоаппарата, чем шире диафрагма объектива и чем больше его увеличение, тем глубина резкости меньше, а размытие больше. Понятно, что по этим параметрам зеркалки серьезно уделывают мыльницы. Для портретной съемки это хорошо, но вот для макро с большим увеличением уже не очень. Глубина резкости падает до десятых, а иногда и до сотых долей миллиметра и становится «бритвенной». Только узкая полоска на модели остается резкой, а все остальное получается размытым.



Пересесть назад на мыльницы не получится, у них слабая, с гораздо меньшим увеличением оптика, и матрицы, оставляющие желать лучшего. Закрутить диафрагму по максимуму тоже не выйдет. Сработает дифракционный предел оптики, и качество снимков начнет стремительно падать. Подробнее об этом малоизвестном эффекте можете почитать в статье Владимира Медведева, а увидеть его разрушающую силу при макросъемке, в моем посте про сравнение объективов.

И что же делать? Всем, кто начинает снимать «большое» макро, достаточно быстро приходит в голову светлая мысль: наснимать кучу кадров смещая фокус каждый раз так, чтобы полоски резкости постепенно проходили по всей модели, а потом из полученных снимков сделать один, где только эти резкие полоски и будут. Так и появился стекинг, или брекетинг по фокусу. Первая часть этого процесса называется съемкой стека, а вторая — сборкой стека.



При съемке стека «двигать» фокус по модели можно двумя способами, либо с каждым кадром смещая фотоаппарат в сторону модели на доли миллиметра, либо чуть-чуть проворачивая кольцо фокусировки, при неподвижном фотоаппарате.

Первый способ потенциально гораздо более высокоточный, но для него нужны специальные макрорельсы. При этом даже плохие рельсы достать тяжело, а хорошие к тому же еще и стоят конских денег. Второй способ отличается сравнительно малой точностью и не даст вам снимать совсем уж с микроскопным увеличением, зато вам не понадобятся никакие дополнительные приспособления, кроме фотоаппарата с объективом.

Сборка стека не зависит от способа съемки стека, и делается почти автоматически в специальных программах. Самые известные из них это Helicon Focus и Zerene Stacker. Мне больше нравится последняя, потому что в ней, грубо говоря, есть всего одна кнопка «Попробовать сделать шедевр», и у нее неплохо получается. А если шедевр вышел с косяками, то там есть достаточно простой и мощный инструмент для ретуши.

В первой части статьи про большое и бюджетное макро я опишу как снять стек вращая фокусировочное кольцо реверсивно подключенного китового объектива, а во второй, как собрать получившийся стек в Zerene Stacker и довести его до ума в Фотошопе.

Оставайтесь с нами. Будет интересно.

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

arturonly4 April 20th, 2013
Ясно.

oksanasemenova April 20th, 2013
Прочла и поняла, что кнопка «Попробовать сделать шедевр» мне нужна в фотике, а не в какой-то там программе).

vmenshov April 20th, 2013
В фотике кнопок, увы, несколько больше :)

ljpromo April 20th, 2013
вот как чувствовал, не зря проснулся

vmenshov April 20th, 2013
Ну, пока только теория. Ты пока единственный, кто видел результаты практики с мочалкой :)

nadin7285 April 20th, 2013
"хочу" смотреть на цветок, а не на скорпиона!

vmenshov April 20th, 2013
Это сверчок :)

Чем крупнее объект, тем проще его будет снять. Если требуемое увеличение меньше десятикратного, то можно уже снимать обычными макрообъективами, и даже кольцо фокусировки за вас будет крутить программа, типа умных прошивок для фотоаппарата, или программы Helicon Remote. Но вот если нужно снять с большим увеличением, то так просто уже не отделаться.

0bovsemka April 20th, 2013
Будем ждать первую часть)

makslat April 20th, 2013
а возможно ли приспособить предметный столик от микроскопа в качестве макрорельсов? там ведь есть и макро и микровинт. и довольно четкая численная градуировка.

vmenshov April 20th, 2013
Можно приспособить почти все что угодною Вот тут, чуть ниже в каментах, автор Zerene Stacker (ник rjlittlefield) приводит обзор более десятка микроскопных сетапов.

arskvv April 20th, 2013
Так вот оно как делается!

moltshun April 20th, 2013
ты спрашивал, чего я не знаю?
я не знала раньше, что эта манипуляция называется стекинг:)
просто пользовалась (только камера у меня на микроскопе)

Edited at 2013-04-20 08:38 am (UTC)

vmenshov April 20th, 2013
Вот. Я же говорил. Нет таких вещей, которых не знает Молчун.

Расскажешь как подключаешь микроскоп к камере?

acer_leaf April 20th, 2013
Обалдеть! Я даже не предполагала, что чтобы сделать свои красотульки ты проделываешь столько сложных операций!

Я правильно понимаю, что здесь -

"Первый способ потенциально гораздо более высокоточный, но для него нужны специальные макрорельсы. При этом даже плохие рельсы достать тяжело, а хорошие к тому же еще и стоят конских денег. Второй способ отличается сравнительно малой точностью и не даст вам снимать совсем уж с микроскопным увеличением, зато вам не понадобятся никакие дополнительные приспособления, кроме фотоаппарата с объективом. "

ты пользуешься вторым способом?

vmenshov April 20th, 2013
Нет, первым. Потому что я достал хорошие рельсы за конские деньги :)

Однако в статье я буду описывать второй способ, потому что он гораздо доступнее для большинства читателей.

(Deleted comment)
vmenshov April 20th, 2013
Привет! Как жизнь?

tiina April 20th, 2013
ааа, началось!:)))

eystur April 20th, 2013
дa))Free counters!

morena_morana April 20th, 2013
Привет) Все-таки это случилось)

vmenshov April 20th, 2013
Привет :) Приходится нарушать иногда данные обещания. Но без этого пост не написать. Перед отпуском работа жрет все дневное и вечернее времяю

al_mi April 20th, 2013
Что скажете про Bridge Cameras?
Ношу мыльницу в кармане, удобно. Зеркалку конечно так не потаскаешь.

vmenshov April 20th, 2013
Ну съемку со стекингом проходя мимо в кармане не сделаешь :) Это всегда стационарный процесс с держалками, штативами и светом. Так что мыльницы, увы, не катят.

Если макро нужно снять с большим увеличением, то можно и беззеркалку снять (не знаю как по руски перевести эти "переходные камеры"), если найдется реверсивное кольцо для подключения кита задом-наперед. У меня у друга есть Nex 5N, может попробую как-нибудь.

Но вообще я за солидность. Чтобы стойки там со студийными вспышками, держалки на гибких шлангах, молочный пластик вместо пластиковой пачки от йогурта, автоматические макрорельсы и прочий стафф :)

off

tutuskania April 20th, 2013
pochemu v zhzh tak malo umnyh kreativnyh programmustiv kak ty???

vmenshov April 20th, 2013
Хорошие программисты все креативные, и поверьте, это большая проблема для их руководителей :)

Просто они обычно предпочитают создавать свои шедевры в коде, чем писать в ЖЖ.

timon_timonich April 20th, 2013
А почему ты не упоминаешь стекинг сделанный в альтернативной прошивке для Canon? Хотя этот вариант подходит только для нормально подключенной линзы :))

vmenshov April 20th, 2013
Потому что, ты правильно все говоришь, там стекинг делается только при рабочем автофокусе. Причем для новичка, который боится утратить фотоаппарат после установки ML, есть более простые способы, например поставить себе Helicon Remote на комп, подключить его через USB к фотику и снять стек из этой программы.

Проблема в том, что увеличение более ~15x (макро 1.5:1), достигается либо перевертышами, либо спецобъективами типа Canon MP-E 65mm, где автофокуса нет, либо микроскопными объективами, где его нет и подавно.

А у меня в примере будет макро с увеличением где-то от 25-ти до 30-ти раз. Там уже автофокус не поможет.

brenik April 21st, 2013
Спасибо, надо будет это сделать на обычный фотик...

velo_de_isis April 24th, 2013
спасибо!

Приветик)

0bovsemka April 28th, 2013
Вась, а можно спросить? а реверсивное кольцо для макро крепится непосредственно к тушке (на фотках не видно обратную сторону) или нужна еще какая "фигня" для крепления? и что лучше - просто это кольцо купить или набор колец в виде трубки?

Re: Приветик)

vmenshov April 28th, 2013
Ты говоришь про удлинительные кольца. Они служат прослойкой между объективом и фотоаппаратом, и объектив подключается к ним обычным образом. Не все объективы при этом смогут фокусироваться. Точно смогут только макрообъективы, с остальными как повезет.

Реверсивное кольцо, это что-то типа цветофильтра. Оно накручивается так же как и цветофильтр, но с другой стороны у него байонет. И этим байонетом кольцо вкручивается в фотоаппарат. То есть реверсивное кольцо подключает объектив к фотоаппарату задом-наперед. Надо знать диаметр внешней резбы объектива, чтобы купить для него правильное кольцо. Для китового Сanon 18-55 этот диаметр равен 58мм.

Кстати, для еще большего увеличения, реверсивное кольцо можно вставить в удлинительные, а их уже потом вставить в фотоаппарат.

Edited at 2013-04-28 09:18 pm (UTC)

allworld4us May 2nd, 2013
Пусть, наверное, не будем мы снимать такое завораживающее фото, как у вас, но прочитали с огромным интересом! В избранное :)
Ждем следующей части! Спасибо!

jiznimore May 25th, 2013
Класс! Шаманские секреты. И сколько работы для одного кадра!)

jiznimore May 25th, 2013
и сколько интересных технических подробностей в комментах

loktionov June 7th, 2013
Что предпочитаешь: левелы или курвы?)

vmenshov June 7th, 2013
Курвы.

продол

epifiz June 29th, 2013
Где продолжение?

vmenshov June 29th, 2013
Будет. Обязательно.

nklimenko July 16th, 2013
А можно ли собрать получившийся стек в Фотошопе, а не в Zerene Stacker?
Действительно ли нельзя зафиксировать диафрагму на Никоне, у меня D7000

Edited at 2013-07-16 11:32 am (UTC)

vmenshov July 16th, 2013
Можно и в фотошопе, если оперативки хватит. Говорят, он на 30 кадрах уже близок к смерти на 4-х гигах. Зенена и на двух гигах сотни кадров спокойно ворочает.

Если на никоне новые объективы (VR они что ли называются), у которых нет мануального фиксатора диафрагмы, то вроде бы никак не зажать. На старых можно прям на самом объективе выставить.

lx_photos August 3rd, 2013
Спасибо, очень интересно.
И слегка полезно.

?

Log in

No account? Create an account